Что же это за явление такое — хьютагогика? Я бы сказала, что это новый виток развития образования. В школе у нас есть учитель, за которым мы идем. Уверена, каждый может вспомнить из своего детства педагога, который вам нравился, чей предмет вам достаточно легко давался. Это педагогика: есть учитель, который знает больше ученика, есть ученик, который внемлет учителю.

Потом нас ждет вуз и андрагогика. По крайней мере, так логично) Андрагогика говорит, что у студента уже есть свой опыт и представление об изучаемом вопросе. Вот, если бы мы с вами сейчас изучали морские пути и ориентировку по звездам, то у каждого точно нашлось бы что сказать: кто-то знает созвездия, кто-то знает разнице между ночным небом в разных полушариях, кого-то учили ориентироваться на Полярную звезду… Исходя из опыта каждого из вас, я могу формировать группы «новичков» и «продвинутых», давать задания разного уровня сложности и тп.

А дальше наступает эра хьютагогики – это когда обучающиеся могут учить друг друга, а тот, кто обучение ведет, далеко не всегда знает предмет лучше учащихся, ведь его главная задача – создать условия, при которых обучающиеся станут лучше разбираться в вопросе. И педагог уже далеко не всегда источник знаний и опыта. Он тот, «об кого удобно думать», тот, с кем можно обсудить вопрос на равных и даже поспорить, он – друг, советчик, товарищ и помощник на пути изучения темы. А остальные обучающиеся – такие же искатели ответов на вопросы. И тут, уверена, вы согласитесь, лекция уже не может быть форматом обучения. А вот какие форматы обучения тут подойдут, расскажу позже, если интересно. 

Откуда взялась хьютагогика? Неужели мало андрагогики?

Мало.
и вот почему.
Информационные потоки сейчас такие, что даже в рамках одной профессии уследить за всеми новшествами, исследования, изобретениями, статьями нереально. Очень многое появляется на стыке разных наук, человечество шагает семимильными шагами в разных науках и не всегда даже успевает это осмыслить. Появляются новые профессии. К некоторым мы уже привыкли. Например, копирайтер или сммщик – вы в детстве своем мечтали быть контент-менеджером? А он есть сейчас. Андрагогика предполагет, что изучение опирается на чей-то опыт, свой или других людей. А в новых профессиях такой роскоши, как опыт, просто нет. Есть что-то похожее, напоминающее, не всё равно другое.

Хьютагогика дает возможность работать с ресурсами, а учащиеся сами выбирают образовательную платформу и договариваются об условиях обучения. Обучение становится ситуативным, а не обязательным. Т е «случилось» что-то, надо в этом разобраться – погружаемся, изучаем, делаем выводы. Это позволяет не ставить конкретных рамок обучения, а выходить за пределы решаемой проблемы, смотреть на нее широко. Это очень напоминает эксперимент, не правда ли? Фактически так и есть – опыт только нарабатывается, его не у кого взять или спросить.

Хьютагогика – неотъемлемая часть самостоятельного обучения взрослого человека, для которого LifiLongLearning (непрерывное образование) не пустые слова, а часть жизни. Это элемент постоянного развития и самосовершенствования. 

Есть несколько принципов, которые лежат в основе хьютагогики. Они просты и сложны одновременно.

Чуть предыстории: 
В этом году термину «хьютагогика» уже 22 года. Впервые это слово увидело свет в статье Стюарта Хассе и Криса Кеньона, которая называлась «From Andragogy to Heutagogy» (от андрагогики к хьютагогике). И там они поделились своим наблюдениями и принципами современного специалиста, которые готов к дальнейшему развитию.

А теперь о принципах.

Принцип эвристичности – искать ответы на вопросы самостоятельно. Да и вопросы, зачастую, нужно ставить себе самим.

Принцип метакогнитивизма – знать о том, как усваиваются знания, как помочь себе учиться. А это понимание механизмов запоминания, анализа, работы памяти и мышления. Ну или хотя бы понимания того, как именно тебе легче работать с информацией: писать конспекты, проговаривать информацию или участвовать в дискуссии. Этоважно, тк из этого принципа, в том числе растет важная мысль: нужно заниматься рефлексией, как индивидуально, так и в группах.

Принцип креативности. Как мозг устроен и работает мы с вами ведь уже знаем, да?) Теперь пришла пора придумывать новое, создавать то, чего еще нет. Творчество, задания на разгон креативности – обязательные атрибуты хьютагогики.

Принцип уникальности. Да. Ведь раньше не было этих вопросов и этих ответов. И такого обучения тоже не было. И каждый учится так, как ему удобно.

Принцип нелинейности – мы учимся тогда, когда есть в этом необходимость, а не «по программе семестра». Мы учимся тому, что нужно здесь и сейчас, а не тому, что написано в учебнике, ведь и учебника зачастую просто нет.

Как это работает в реальности? 
Принципы – это хорошо. Но что делать-то?

Рассказываю, как и что можно делать и как это делаю я и моя команда.

Проекты — достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Обучение путём открытия — выявлять и исследовать проблемы и вопросы, чтобы расширить свои знания или найти решения. Пару лет назад  моя коллега задалась вопросом «а что если принципы дизайн-мышления применить в образовании, что получится?» И мы стали этим заниматься – mvp в образовании – это что? Кого и о чем нужно спросить, чтобы усилить образовательный продукт? Это вопросы, которые мы сами себе поставили и отработали.

Учение через обучение – через обучение других. Тут, уверена, многие вспомнят анекдот: «Ну что за дети пошли тупые?! Я им 10 раз объяснял теорему, сам понял, а они никак не поймут». Суть проста: пока мы обучаем других тому, во что стали погружаться, смотрим на вопрос шире и глубже, находим новое и интересное, ищем вместе с учениками ответы на поставленные вопросы… В общем, изучаем предмет еще глубже, чем знали до этого.

Двойная петля – «я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,  чтоб посмотреть, не оглянулся ли я». Написано сложно, а выглядит вот так: я что-то делаю, провожу эксперимент, вы наблюдаете, даете мне обратную связь и делитесь своими мыслями, а потом еще одна группа наблюдателей делится тем, что увидела или поняла, наблюдая за первой группой наблюдателей. Это позволяет посмотреть на проводимый эксперимент очень глубоко, ведь наблюдение идет не только за самим  процессом, но и за теми, кто в него вовлечен.

Ну и ещё один формат работы, про который вы точно могли слышать, «перевернутый класс». Это ситуация, когда вам дают задание задолго до предполагаемого дня обучения, вы его готовите, разбираете по косточкам, а потом сами «преподаете» своим со-ученикам. Роль педагога (если его можно так назвать) заключается в организации дискуссии, в проведении корректной дискуссии и том, что следить за вовлеченностью каждого в процесс. Этот формат погружения в тему хорош тем, что вы изучаете тему с той стороны, которая вам показалась важной, интересной, а не стой, с которой вам навязали. Такой подход позволяет найти новое и изучаемом вопросе – выгода для профессии, и интересное для того, кто исследует – выгода участника.

Как можно называть учителя в хьютагогике?
Какие роли он играет?

Да, учитель в таком подходе совсем не тот, который остался в школе. Мы с вами уже обсуждали, что ведущий обучения далеко не всегда (да это и не обязательно) разбирается в вопросе лучше своих учеников.

Тогда зачем он нужен?

Ведущий как тьютор – это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между обучающимся и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор

Ведущий, как организатор дискуссии – фасилитатор, с помощью которого можно посмотреть на изучаемый вопрос с разных сторон. Представьте, что вы изучаете поведение Чичикова и покупку мертвых душ. Ведь на эту ситуацию можно посмотреть и через призму 19, и 20, и 21 веков, провести параллели, и можно смотреть глазами налогоплательщиков,  благополучателей, изучать последствия красткосрочные и долгосрочные и тп. Задача ведущего здесь – показать вопрос максимально широко, или глубоко, или «перекрестно» — ведь в хьютагогике всегда есть место эксперименту.

Ведущий как партнер – это моя любимая роль) Здесь мы учимся вместе, задаем вопросы друг другу, вместе ошибаемся и вместе радуемся успеху. Здесь нет оценки «хорошо», «отлично», «неуд», здесь есть радость познания и совместной деятельности.

Ведущий  как  организатор обучения – административная функция? Да. Но не только. Здесь есть ещё элементы, присущие любому обучению, хоть и не привычном нам объёме: постановка целей на обучение, промежуточные итоги (только не «контрольные» с оценками), итоговый результат.

Ведущий как педагогический дизайнер – вторая любимая функция. О чем здесь речь? Нужно создать пространство, в котором есть разные форматы работы и обучения, есть индивидуальная и групповая работа, есть паузы, дискуссии, рефлексия. Дизайнер здесь не тот, кто рисует (простите, дорогие дизайнеры за сильное упрощение) – это тот, кто вырисовывает траекторию обучения, в которой каждый идет со своей скоростью, в меру способностей и погруженности в изучаемый вопрос, при этом каждый достигает свой результат.

Согласитесь, это не совсем привычная нам с детства роль учителя и педагога. Это иное, не хуже и не лучше. Это роли из другого жанра, если хотите) Можно ли что-то подобное внедрить в школы? Уверена, что элементы можно. Да вы и слышите периодически о таких вещах. Например, в старших классах некоторых школ встречаются тьюторы – специалисты, которые помогают детям лучше узнать себя и выбрать траекторию своего дальнейшего развития, подобрать вуз, в котором задатки молодого человека раскроются максимально и принесут пользу обществу и радость самому человеку.

Если у вас есть дети подростки, то вы наверняка столкнулись с проектной деятельностью, к которой детей готовят с 9 класса. По крайней мере, у моего сына это было именно в 9 классе. Это тоже элементы обучения «по-взрослому», из хьютагогики.

Что будет дальше? Жизнь покажет. Давайте сначала усвоим то, что есть)

Автор: Светлана Воропаева